Субкультуры


Двадцатый век называют веком музыки, предыдущее столетие веком литературы, а эпоху Возрождения золотым веком изобразительных искусств. Эти определения говорят не столько о популярности того или иного вида творчества, сколько о его способности точно выразить мироощущение эпохи, её духовные устремления, надежды и иллюзии.


Роль музыки в культуре XX в. Наиболее ярко проявилась после Второй мировой войны. Никогда раньше потребность людей в ней не была столь острой. Музыкальные направления, стили и жанры вторгались в жизнь всех без исключения поколений, национальностей, слоев общества.


Музыканты второй половины XX столетия ощутили тесную связь со слушателями. Для композиторов и исполнителей стало важно выражать идеи и мировоззрение своего поколения, этнической или общественной среды, порой конкретных политических и религиозных движений. Они стремились к единению с аудиторией. Именно во второй половине XX века музыканты смогли реализовать способность своего искусства объединять людей, умело создавая у гигантской аудитории мощные эмоциональные порывы.


Современная классическая музыка, джаз и рок три главные ветви музыкальной культуры второй половины XX в. Важной сферой стала и поп-музыка. У классики, джаза и рока есть общий корень традиции фольклора.


Появление в 50-х гг. рок-музыки явление, в короткий срок перевернувшее музыкальный мир. Дать определение рок-музыке очень трудно. Это особый способ жизни в музыке, в котором объединились композиторское творчество и импровизация, музыка и сценическое действие, живое звучание голоса или инструмента и сложные эффекты электронной техники. Возникнув под влиянием фольклора, эта культура никогда не связывала себя с конкретными национальными традициями: язык рока интернационален и направлен на объединение людей разного происхождения и мировоззрения. Ведущая роль в рок-музыке принадлежит психологическому и эмоциональному воздействию. В зависимости от направления рок-музыки и целей, которые ставят перед собой ее исполнители, композиция может побудить к глубоким размышлениям, или, напротив, погрузить в состояние апатии. В рок-музыке, как в зеркале, отразились потрясения, через которые прошли послевоенные поколения молодежи стихийные социальные выступления, движения хиппи и панков, трагедия наркомании и духовные искания.


Если рок-музыка говорит от имени интернациональной аудитории, то джазовая культура долгое время была голосом конкретной этнической среды афро-американского населения США. Воздействие фольклорных традиций ощущается в ней еще сильнее, чем в роке. Джаз тоже образ жизни. Его основа импровизация. От публики джазовый музыкант ждет не фанатичного обожания, а зрелого понимания, не всплеска эмоций, а а погружения в душевный мир исполнителя. Возникнув более столетия назад, в XX в. Джаз перешагнул этнические границы. Сейчас это интернациональный вид творчества с множеством региональных и стилевых разновидностей. Луи Армстронг - великий джазовый музыкант. До него джаз был лишь негритянской народной музыкой в оркестровом исполнении. Виртуозная игра на трубе, легкая, чуть клоунская манера общения с публикой, хриплый, но удивительно приятный голос перевернули все существовавшие до него представления о джазовой музыке. Он выступал вместе с музыкантами самых разных стилей - с симфоническими оркестрами, церковными хорами, блюзовыми певцами, участвовал в джазовых концертах, мюзиклах, шоу, музыкальных фильмах. Ослепительная улыбка Армстронга и руки, сжимающие трубу, стали одним из музыкальных символов 20 века.


Что же касается классической музыкальной культуры, то она по-прежнему устремлена к вечным духовным и нравственным ценностям. Как и раньше, ее фундамент строгая, отшлифованная временем система жанров: опера, симфония, оратория и др. Рядом с миллионами поклонников рок- и поп-музыки любители классической музыки всегда остаются в меньшинстве. Поэтому некоторые композиторы второй половины XX столетия предпринимали попытки сделать классическую культуру объектом интереса и привносили в нее оригинальные средства из фольклора, джаза и рока. Подобные опыты приводили к возникновению новых течений. Так, применяя технологию рока в использовании электронной аппаратуры, создали электронную музыку. Обращение рок-музыкантов к классическим жанрам, формам и инструментов привело к появлению арт-рока и рок-оперы. Это еще раз свидетельствует о внутреннем единстве всех областей музыки в контексте современной культуры.

 

 

 

Мини-чат

200