Каталог статей
Главная » Статьи » Ваше личное дело | [ Добавить статью ] |
Кампания по выборам 11 октября отмечена расширением использования манипулятивных технологий.
Ассоциация "ГОЛОС", специализирующаяся на анализе избирательных процессов в России, опубликовала доклад по результатам долгосрочного наблюдения хода избирательных кампаний региональных выборов, назначенных на 11 октября (этап выдвижения, регистрации и начала агитационной кампании). Доклад выполнен на основании материалов региональных представителей Ассоциации "ГОЛОС", данных средств массовой информации, кандидатов и избирательных объединений, статистических данных. 11 октября 2009 года состоятся выборы законодательных органов власти 3 российских регионов, мэров 3 и представительных органов власти 10 административных центров российских регионов. Кроме того, будет избрано большое число глав местного самоуправления и депутатов советов иных муниципальных образований. Что касается выборов в заксобрания, то во всех 3 регионах (Марий Эл, Тульская область, Москва) выборы региональных парламентов с использованием смешанной или полностью пропорциональной избирательной системы проходят во второй раз. При этом продолжается тенденция к переходу от смешанной к полностью пропорциональной избирательной системе. На этот раз её вводит Тульская область, ставшая 10 регионом страны, перешедшим к выборам только по партийным спискам. Что касается структуры партийных списков, то во всех трех регионах — Марий Эл, Тульской области и Москве на этот раз установлены требования о разделении партийных списков на территориальные группы. При этом, констатируют авторы доклада, при анализе практики региональных выборов в России, с одной стороны, разбиение списков на территориальные (региональные) группы способствует более четкой территориальной привязке депутатов и более явной связи депутатов с конкретными локальными интересами, делает более понятным тот факт, кто и кого избирает и минимизирует число избрания депутатами кандидатов, находившихся в глубине списка и вытащенных "паровозами" — лидерами из списка (фактически "котов в мешке" для избирателей). С другой стороны, требование к партиям сформировать список с усложненной структурой и существенно завышенным по сравнению с числом вероятно полученных мандатов числом кандидатов, означает создание фактически дополнительного организационно-финансового (имущественного) ценза, так как каждый дополнительный кандидат означает трудоемкую подготовку дополнительного комплекта документов и увеличивает риски обнаружения тех или иных недостоверных или неполных данных. Кроме того, разбиение списка на территориальные группы создает дополнительные основания для отказа спискам в регистрации или отмены их регистрации в ходе кампании через "выбивание" из списка тем или иным путем одной из групп, после чего их число становится меньше установленного законом (именно так выбивали с выборов списки СПС в Вологодской, Псковской областях, Дагестане, а также списки ряда иных партий). Также применяется технология, когда "паровозы" ставятся во главе территориальных групп. Выборы 11 октября продолжают введение методик распределения мандатов между списками, искажающими пропорциональность в пользу партии, занявшей первое место, которая в результате получает мандатов больше, чем ее доля среди голосов избирателей, проголосовавших за списки, допущенные к распределению мандатов, приходят к выводу аналитики. В частности, критически относятся они к тому, что все три региона в этот раз ввели метод делителей Империали в его слегка модифицированном (смягченном) варианте. Известно, что подсчет голосов по этому методу дает фору партии, набравшей большинство голосов и "отбирает" несколько мандатов у прочих. На региональных же выборах 11 октября 2009 года методы делителей Империали впервые применяются в 100% случаев, проводимых в этот день выборов законодательных собраний регионов. Методики делителей тем более опасны, чем о меньшем числе распределяемых мандатов идет речь. К примеру, в случае с 450 мандатами, один или два дополнительных мандата партии-победителю не существенно исказят пропорциональность, но при незначительном распределении мандатов, даже 1 мандат может означать получение большинства. Так в Ненецком АО, где распределялось всего 11 мандатов, согласно традиционному методу квот ("естественной квоте") победившая на выборах партия получила бы 5 мандатов, а по методу делителей Империали — 6. Таким образом, большинство в данном регионе партия большинства получила только за счет методов делителей, поясняют авторы доклада. Аналитики сомневаются в объективности при составлении списков: существенная идентичность порядка законодательного регулирования структуры списков и системы распределения мандатов, как между списками, так и внутри списков, дает основания предполагать о направленном из некоего единого координирующего центра характере этих изменений, то есть о фактическом принятии региональных законов под воздействием из федерального центра, считают они. Немало трудностей, с которыми приходится столкнуться кандидатам на этапе регистрации. При регистрации кандидатов и списков политических партий, как известно, избирательный залог отменен: представители партий, представленных в Госдуме РФ регистрируются по парламентской льготе, все иные через сбор подписей в свою поддержку. Таким образом, ликвидирован институт, позволявший обходить необходимость регистрации по подписным листам, требования к которым являются настолько жесткими, что отказ в регистрации предоставившей подписи партии или кандидату в известном смысле является вопросом желания той или иной избирательной комиссии найти соответствующее количество технического брака, отмечают в Ассоциации "ГОЛОС". Муниципальные выборы 11 октября 2009 года продолжают тенденцию на внедрение на муниципальных выборах смешанной или полностью пропорциональной избирательной системы на выборах представительных органов местного самоуправления. Между тем, весенние выборы (1 марта 2009 года) показали, что в условиях роста протестных настроений граждан, обусловленных социально-экономическим кризисом, введение пропорциональной системы способно снижать результаты победившей на выборах партии в виде формально полученных в советах мандатов при условии наличия в том или ином городе или районе самостоятельных от местной власти политических структур. Одновременно растет протестное голосование и по одномандатным округам. В результате в наиболее крупных городах (Архангельск, Иркутск), где политическая самостоятельность общественных структур более выражена, решено сохранить мажоритарную систему. Очевидно, что представители партий, при выборе избирательной системы ориентируются на собственные партийные интересы, а не на вопросы того, как подобная избирательная система защищает права избирателей, в том числе и право быть избранным, отмечают эксперты. При этом расширение применения в регионах на муниципальных выборах смешанной или полностью пропорциональной избирательной системы происходит и далее — в основном за счет малых городов и районов, где политических партий в действительности обычно нет. Введение пропорциональной и полностью смешанной избирательной системы часто сопровождается фактическим установлением контроля местной элитой над всеми формально зарегистрированными на территории политическими партиями и обеспечением формального выдвижения от "партий" — ставленников доминирующих элитных групп. Искусственно же сконцентрированную в рамках того или иного списка оппозицию не допускают на выборы путем отказа в регистрации или отмены регистрации данного списка, считают авторы доклада. Экспертов особенно настораживает факт начала массового внедрения выборов по партийным спискам в сельских поселениях, где исторически в России отсутствуют какие-либо партийные организации, основная масса населения беспартийна, а сфера решаемых вопросов (в основном имеющих локально-бытовой и жилищно-коммунальный характер) не имеет к программам федеральных политических партий никакого отношения. Это фактически означает, что право выдвижения кандидатов отбирается у жителей данных муниципальных образований в пользу партийных структур административных единиц более высокого уровня. По смыслу в подобных условиях утрачивается само понятие "местное самоуправление", поскольку решения о выдвижении кандидатов принимает уже не само местное население, а региональные и местные отделения федеральных партий, поясняют специалисты "ГОЛОСа". Выборы региональных законодательных собраний 11 октября 2009 года проходят в условиях сократившейся до минимума численности официально зарегистрированных политических партий в РФ, отамечают эксперты. Из 7 существующих в стране партий только 4, представленных в Госдуме РФ выдвинули списки во всех трех регионах. 3 "непарламентских" партии выдвинули списки в 2 регионах. Все зарегистрированные списки зарегистрированы, что отмечается впервые с момента проведения этапов региональных выборов по смешанной и полностью пропорциональной системе. При этом, отмечая отсутствие отказов в регистрации партийных списков на региональных выборах по партспискам как положительный момент, важно отметить два обстоятельства: во-первых, политическое поле уже "зачищено" и основная часть политических партий уже прекратила свое существование. Кроме того, продолжается практика отказов под любыми поводами в регистрации кандидатов в одномандатных округах на выборах в заксобрания (в первую очередь самовыдвиженцев), а также, как самовыдвиженцев, так и партийных списков на муниципальных выборах. Конечно. не обходится без громких и сомнительных снятий кандидатов, отмечают авторы доклада: наиболее скандальной стала регистрация кандидатов-самовыдвиженцев по одномандатным округам в Москве. Что касается выборов мэров, то непосредственно населением на этот раз избираются лишь три мэра региональных центров — мэры Грозного, Астрахани и Южно-Сахалинска. Из них наиболее конкурентной и напряженной является избирательная кампания по выборам мэра Астрахани. На выборах мэра Астрахани было выдвинуто 11 кандидатов. Основной интригой является противостояние действующего мэра Сергея Боженова и депутата Госдумы РФ Олега Шеина. Скандальными обстоятельствами сопровождалась регистрация 21 августа Шеина. Сначала горизбирком отказал ему в регистрации, а затем через несколько часов все же зарегистрировал. Что касается выборов представительных органов местного самоуправления с использованием смешанной или полностью пропорциональной избирательной системы, то здесь ситуация напоминает выборы региональных законодательных собраний: в большинстве регионов представлены только 4 парламентских партии. В тоже время уровень конкуренции зависит от размеров муниципального образования, самый высокий он, как правило, в крупных городах. В некоторых небольших муниципальных образованиях зарегистрировано всего два или три списка кандидатов, что подчеркивает неоправданность введения выборов по партийным спискам на муниципальном уровне, констатируют эксперты "ГОЛОСа". Например, скандалами сопровождалось выдвижение и регистрация кандидатов в ряде районов Московской области, особенно в Клинском и Каширском. Несомненно, что к использованию административного ресурса относится и личное участие глав регионов, мэров городов в избирательных кампаниях по выборам представительных органов власти. Отмечается активное использование кандидатами, занимающими руководящие посты, преимуществ должностного положения для доминирования в медиа-пространстве под видом "освещения профессиональной деятельности". Традиционно в избирательные штабы фактически превращаются администрации всех уровней. Эти, ставшие уже системными, причины дополняются и конкретными действиями властей в тех или иных регионах, усугубляющими ситуацию информационного, правового, финансового, организационного и иного неравенства участников. Источник regnum.ru Источник: http://www.vashedelo.net/index.php?newsid=202 | |
Просмотров: 670 | Рейтинг: 0.0/0 |
Всего комментариев: 0 | |