Каталог статей

Главная » Статьи » Ваше личное дело [ Добавить статью ]

Помоги своему ребенку
Помоги своему ребенкуСовременная действительность предъявляет высокие требования к взрослому человеку.
Растут эти требования и к ребенку. Чтобы он чувствовал себя уверенно, чтобы у него не было проблем в школе и в дальнейшей жизни, на недостатки развития ребенка, которые многим родителям кажутся незначительными, нужно обращать внимание, когда ребенок еще в младенческом возрасте.

36-летняя практика работы логопедом и 20-летний опыт участия в областной медико-педагогической комиссии убедили меня в необходимости просвещения родителей в вопросах коррекционной педагогики, или дефектологии. Ведь одна из задач дефектолога — убедить родителей обращаться за помощью или консультацией к специалисту вовремя, когда только начинает казаться, что с ребенком «что-то не так». Причем, именно в нашем деле важно не пропустить тот детский возраст, когда коррекционная работа будет наиболее эффективной.

Ведите дневник наблюдений!

Основы правильного физического, умственного, речевого и эмоционального развития закладываются в младенчестве. Поэтому, например, лучше сразу провести несколько сеансов массажа — для нормализации повышенного или пониженного тонуса мышц у младенца (следствием чего будет замедленное развитие навыков сидения, ползания, ходьбы), чем потом расстраиваться из-за снижения темпов умственного развития школьника.

Учитывая это, все специалисты: психоневрологи, коррекционные педагоги, логопеды обязательно собирают анамнестические данные, своеобразное досье, куда входят сведения о внутриутробном развитии ребенка, о протекании беременности, о родах и, наконец, о развитии ребенка в грудном и раннем дошкольном возрасте. Сбор этих данных идет, как правило, со слов родителей, которые, к сожалению, мало что помнят или используют записи, сделанные педиатром. Подробные сведения позволяют специалистам поставить более точный диагноз и определить успешность коррекционного воздействия. Исходя из этого, хочу посоветовать всем родителям вести дневник наблюдений, где мама будет делать пометки о сроках прохождения ребенком разных этапов развития:
— когда начал держать головку, сидеть, ползать, вставать, ходить;
— когда появилось «гуление», лепет, первые слова;
— прерывалось ли речевое развитие;
— как ребенок реагирует на маму, родных и чужих людей, на различные раздражители: неожиданный звук, яркую игрушку, сердитое лицо мамы и т.д.
Когда ваш ребенок, будучи здоровым как физически, так и психически, перешагнет порог десяти лет, можно будет с чистой совестью спрятать этот дневник в семейный архив.

Когда обращаться к врачу?

Можно привести к специалисту и благодушного младенца, и упирающегося второклассника. Чем серьезнее нарушение, тем раньше надо начинать его коррекцию. Нарушения физического и психического развития младенцев выявляют врачи (педиатр и невропатолог), поэтому родители не должны ставить под сомнение необходимость осмотра.

Родители могут заметить у малыша явное отклонение от нормы, а вот «небольшие мелочи», например, «серьезность, неулыбчивость» ребенка в 3-4 месяца, при обязательном в это время «комплексе оживления» — эмоциональном реагировании на родителей, могут оказаться одним из симптомов различных нарушений: задержки психического развития, дефектов зрения или слуха.

Необходимо знать возрастные параметры нормального развития. О них можно прочитать в специальных книгах по возрастной психологии или уходу за детьми младенческого, младшего дошкольного (1-3 года) и дошкольного (3-7 лет) возраста. Родителям будет понятно, что и как должен делать ребенок в тот или иной период своего развития. И если они заметят какое-либо несоответствие между нормой и данными своего ребенка, то лучше сразу проконсультироваться со специалистом или хотя бы сделать пометку в дневнике наблюдений.

Итак, как узнать, есть ли у вашего ребенка проблемы с развитием или нет?
Прежде всего, родителей должна насторожить непохожесть ребенка на других детей. Если родители знакомы с возрастными нормами развития, должны вызывать тревогу признаки отставания от этих норм. Не стоит утешаться такими мыслями: «Не заговорил в год-полтора — потом заговорит, в два, а то и в три. Не узнает маму в 4 месяца — чуть-чуть вырастет и узнает, заулыбается».Такое отношение недопустимо! Развитие ребенка — это сложный процесс, где все взаимосвязано. Небольшое отклонение в раннем возрасте может спровоцировать потом целый клубок проблем, в том числе и проблемы речевого развития.

Готовимся к школе

Обращаться к логопеду необходимо начинать в дошкольном возрасте, когда коррекционная работа дает наилучшие результаты, ведь в 3-7 лет ребенок наиболее восприимчив к педагогическому воздействию. Это благоприятный период для овладения родным языком. Поэтому целесообразно обращаться к логопеду за консультацией и помощью именно в это время, чтобы он смог хорошо поработать с ребенком и отправить его в первый класс уже овладевшим необходимыми речевыми навыками.

В логопедической помощи нуждаются разные дети по разным причинам. Это зависит от характера нарушений речи. Если ребенок неправильно произносит отдельные звуки (как правило, [л] или [р]), особой трагедии в этом нет — сейчас. Но позднее…

Смогут ли родители дать гарантию, что такое отклонение от нормы не помешает ему в подростковом или старшем возрасте? Ведь тогда переучиваться во много раз сложнее.

Если ребенок неправильно произносит некоторые звуки, и, вдобавок, нарушен фонематический (речевой) слух, что не позволяет ребенку четко различать звуки родного языка, это может привести к проблемам с чтением (дислексия) и письмом (дисграфия) в школе. Можно пустить все на самотек, обеспечив ребенку плохую успеваемость по русскому языку, стрессы, замкнутость и т.д., а можно попробовать походить на занятия к логопеду.

Надо помнить, что любое нарушение речевой деятельности может привести к неприятным последствиям. Например, нарушение фонематического слуха, артикуляционной моторики, слоговой структуры слова затрудняет изучение иностранных языков. Нарушение связной речи, неумение составить пересказ и рассказ приведут позднее к проблемам в изучении литературы, биологии, истории, географии, где тоже требуются связные ответы и высказывания.

Основные виды нарушений речи у дошкольников

1. Нарушение произношения отдельных звуков (дислалия) — легкий вид. Для детей с дислалией достаточно 1-2 раза в неделю индивидуальных занятий с логопедом по развитию артикуляционной моторики, постановке и автоматизации звуков, выполнению домашних заданий. Занятия могут продолжаться от трех до девяти месяцев.

2. Более сложное нарушение — ФФН (фонетико-фонематическое недоразвитие речи), т.е. нарушение произношения и речевого слуха. Занятия могут продолжаться от шести до девяти месяцев, 2-3 раза в неделю, с большим объемом коррекционной работы.

3. Сложное речевое нарушение, требующее продолжительных занятий от одного года до двух лет и более — это ОНР (общее недоразвитие речи). Нарушена вся речевая система: произношение, фонематический слух, слоговая структура, грамматика, связная речь. ОНР имеет несколько уровней — от «молчания» и «речи на уровне годовалого ребенка» до проявления элементов ОНР.

Логопедические занятия решают и ряд дополнительных задач:
— развитие психических процессов (внимание, память, восприятие, мышление);
— формирование элементарных учебных навыков (умение внимательно слушать преподавателя, целенаправленно и усидчиво выполнять поставленную задачу, адекватно оценивать результат своей работы и исправлять ошибки);
— формирование предпосылок обучения грамоте (обучение звуковому анализу слов, знакомство с понятиями «звук», «слово», «предложение» и др., развитие мелкой моторики и пространственной ориентировки);
— профилактика нарушений письма и чтения.
Работы много. Но стоит помнить, что маленькие дети — маленькие проблемы. Стоит ли ждать больших?

Ольга Николаевна
Погарцева,
логопед-дефектолог
высшей категории


Источник: http://www.vashedelo.net/index.php?newsid=199
Категория: Ваше личное дело | Добавил: ggk32 (17.09.2009)
Просмотров: 762 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]

Мини-чат

200